Воспитание нравственного поведения
Человек не рождается на свет с определенными представлениями. Правила поведения он усваивает под воздействием внешней среды. Например, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. На этот процесс можно активно влиять.
Что такое нравственность?
Говоря простыми словами, это мораль человека, то, что заставляет его разделять добрые и злые поступки. Ребенок сам не сможет разобраться в этом, поэтому родители и воспитатели помогают ему.
Процесс воспитания морали долгий и сложный. Взрослым придется стать образцами и справедливыми судьями. Нет смысла говорить одно, а поступать по-другому — это только вызовет негативизм у ребенка. Например, родитель говорит, что дорогу нужно переходить на зеленый свет, но сам с малышом бежит на красный. Уяснит ли ребенок правило поведения? Нет.
С малых лет ребенку нужно прививать вежливость. Он должен знать, как поступать в той или иной ситуации. Со временем это позволит выработать у него определенный паттерн поведения.
Способы воздействия
От родителей зависит то, как успешно ребенок усвоит правила нравственного поведения. Делать это придется постоянно, иначе малыш ничего не усвоит. Можно закреплять информацию в игровых ситуациях.
Например, устраивается обед среди игрушек. Ребенок учится говорить «пожалуйста», «спасибо», «передай, пожалуйста» и т.п. Родители сначала показывают образец поведения, а потом мягко корректируют малыша.
Иногда детям сложно объяснить целесообразность использования столовых приборов. Можно показать, как резать мясо или пользоваться вилочкой для торта. Дошкольник может справедливо заметить, что руками брать удобно, но…
1. Ладони испачкаются.
2. Кусочки вываливают из пальцев.
3. Другим неприятно на это смотреть.
4. Можно испачкать одежду.
Обязательно нужно создавать ситуации с выбором. Тогда ребенок сам решает, как ему поступить. Например, использовать нож с вилкой или нет. Правильный выбор нужно поощрять.
А вот с наказанием стоит повременить, особенно, с физическим. Это может только вызывать сопротивление и негатив со стороны дошкольника. Можно разбирать разные примеры и тактично спрашивать у малыша, правильно ли он поступил.
Стоит избегать нотаций. Они нудные, скучные и дошкольник перестает их слушать через минуту. Эмоциональный разговор или описание ситуации подействуют лучше. Например, можно живописать как расстроится бабушка, если ей нагрубить.
Совместная деятельность
Ничто так не способно учить детей, как игра. Если дошкольники занимаются вместо, то они невольно стараются подстроиться друг под друга. Это работает и в компании с взрослым.
Поэтому родителям нужно активно вовлекать дошкольника в совместную деятельность. Например, игру или творчество. Важно поддерживать правильное поведение и поощрять его.
Постепенно у ребенка выработается стремление к определенным паттернам. Он станет воспринимать их как правильные и важные. Но на эту уйдет время и поэтому не стоит торопиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий